Массандра
Летом 2019 года команда Южанина отправилась обозревать Крым.
Это была большая и насыщенная поездка, длиною в 5 дней.
Посмотреть красоты можно тут «Крым: Севастополь, Бахчисарай, Пещерные Храмы, Инкерман»
и тут «Крым: Керчь, Генеральские Пляжи, Симферополь»
Но самое вкусное я приберег для холодных зимних дней. Чтобы, укутавшись одеялом, вы могли почитать и посмотреть о гордости Крымского полуострова – о вине.
Итак, герой этой статьи Массандра.
Поселение Массандры появилось еще в античные времена. История этого места очень витиеватая, но нас интересует время, когда она перешла во владение семьи Воронцовых. Случилось это в 1824 году, тогда же началось учреждение Воронцовым виноградно-винодельческого хозяйства.
Воронцов понимал ценность южнобережной земли и построил тут дом, церковь, заложил парки, посадил виноградники и построил винные подвалы.
Ведь именно здешние места подходили под их строительство.
А в 1984 - 1897 году, по инициативе Л.С. Голицына, был построен Главный Массандровский подвал.
На глубину до 50 метров уходят 7 тоннелей по 150 метров каждый, каждый имеет в конце вентиляционную шахту, температура всегда 12-14 градусов.
Тоннели предназначены для созревания и выдержки вин в дубовых бочках.
Для бутылочной выдержки, там же, под землей, заложены 9 галерей с многочисленными нишами, вырубленными прямо в стенах и выложенными камнем.
Коллекция подвала включает в себя миллион бутылок! И занесена в книгу Рекордов Гиннеса.
Все тоннели электрифицированы и оборудованы специальными подъемными машинами.
По самым укромным уголкам тоннелей нас проводил главный винодел Массандры. Александр рассказал как же у них все устроено, как спасали коллекцию во времена войны и показал самые дорогие и редкие экземпляры коллекции.
Обо всем этом уже совсем скоро вы сможете посмотреть на канале Южанин в YouTube
О коллекции
В группе крепких вин представлен еще целый ряд очень интересных портвейнов отечественных образцов и дореволюционных, и предвоенных, и послевоенных годов, а также портвейны из Португалии, родины всех портвейнов. Все образцы и по сей день сохранили свои прекрасные вкусовые качества.
Не менее хороша массандровская коллекция крепких вин типа хереса и мадеры. Самый старый образец – «Херес де-ля Фронтера» 1775 года урожая — возглавляет серию испанских хересов. А массандровские хересы в коллекции представлены всеми образцами начиная с 1944 года – с этого года в Крыму разработана своя оригинальная технология производства хереса.
Коллекционный фонд мадер представлен еще шире: это и мадеры дореволюционного времени разных хозяйств Крыма, и многочисленные образцы советского периода, и вина с острова Мадейра. Нужно отметить, что в Советском Союзе Мадера «Массандра», делавшаяся по технологии мадеры Удельного ведомства с 5-летней выдержкой на «мадерниках» (солнечных площадках) и последующей, в тиши подвалов, считалась, да и сейчас считается, лучшим вином этого типа в СССР. Сами же португальцы всегда высоко оценивали ее на международных конкурсах.
Украшением массандровской коллекции, несомненно, являются десертные и ликерные вина. Прежде всего, это мускаты.
Самые старые — образцы 1892 года: Мускат белый «Ливадия» (бывший №85), Мускат белый десертный (бывший №35), Мускат белый и розовый «Массандра»; мускаты черные разных годов урожая из аборигенного сорта Кальяба (теперь не выпускается). И, конечно, король мускатов, шедевр крымского виноделия – Мускат белый «Красного камня». В коллекции он представлен всеми годами начиная с года его рождения – 1944. Конечно, есть и старинные французские, итальянские, испанские мускаты. Когда-то они были эталонами, а теперь почетная часть музейного фонда.
Особое место в коллекции Массандры занимает токай. Сладкие вина этого типа готовят в Крыму официально с 1892 года, хотя венгерские лозы сортов Гарс-Левелю и Фурминт были завезены в Крым еще во времена Екатерины по распоряжению князя Потемкина. К слову сказать, однажды на экскурсии в Массандре венгерские виноделы пробовали наш токай и сказали вот что: «Если бы мы не были венгерскими виноделами, то мы бы сказали, что ваш токай лучше иного венгерского».
Выделяется в коллекции и занимает почетное место ликерное вино Пино-Гри удивительного густо-розового цвета с абрикосовым оттенком. Самый старый – образец 1888 года урожая. Затем идут вина с 1927 года и по наше время. Лучшим местом для произрастания сорта винограда Пино-серый, из которого производится вино, является заповедный мыс Ай-Даниль.
Следует также отметить в коллекции красное десертное вино Кагор Южнобережный из сорта Саперави. Отличается мощным вкусом и густой гранатовой окраской. Представлен образцами всех лет выпуска начиная с 1933 года – года его рождения в Массандре.
На заводе нам рассказали о некоторых правилах дегустации:
- Вино сначала рассматривают, держа бокал на уровне глаз, осторожно курят бокал, чтобы вино соприкоснулось с воздухом и выделило аромат. После вращения нужно оценить «слезки» или как в народе принято говорить «ножки», которые остаются при стекании вина по стенкам бокала. Они говорят о высоком качестве вина
- Затем приближают к носу и вдыхают аромат. Важно - бокал следует держать за ножку или за основание, чтобы не нагревать содержимое
- После этого делают небольшой глоток вина. Его нужно только немного ощутить на языке, деснах. Перемещайте по различным участкам языка, чтобы возбудить все рецепторы вкуса
- Наконец, его проглатывают
К винам предъявляют особые требования:
1. Шампанское должно обладать слабой окраской желтовато-зеленоватого оттенка; букет должен иметь легкий цветочный тон без оттенков пряности и без характерных оттенков какого-либо сорта винограда, имеющего ярко специфический аромат. К этому могут примешиваться легкие, так называемые подсолнечные тона для выдержанных вин. Вкус должен быть тонким, свежим, с несколько повышенной кислотностью.
2. Столовые белые вина должны быть несколько более интенсивной соломенной окраски, без зеленоватых тонов, с более характерным ароматом сорта винограда, с более полным вкусом и меньшей кислотностью. Во вкусе не должно чувствоваться сахара.
3. Красные столовые вина должны обладать достаточно интенсивной окраской, характерным ароматом сорта, полнотой и легкой терпкостью во вкусе, умеренной кислотностью.
4. Вина типа портвейна белого должны быть золотистой окраски, более яркой, чем у столовых вин, обладать отчетливо выраженным плодовым ароматом без характерных тонов какого-либо сорта винограда, во вкусе полные, без посторонних оттенков.
5. Красные портвейны помимо достаточно густой окраски и полного вкуса (без излишней терпкости), должны иметь выраженный плодовый аромат с тонами паслена, черносли-ва, смородины и т.д.
6. Мадера должна иметь окраску, аналогичную окраске портвейна белого или несколько более сильную - цвет чая. Букет исходного виноматериала - тона брожения на мезге, но не очень сильные и яркие. После мадеризации появляется мадерный тон в букете. Во вкусе обязательна полнота, обусловливаемая высокой экстрактивностью, некоторая терпкость. В лучших мадерах отмечается тон коньяка и каленых орехов.
7. Для большинства десертных вин требуется характерная окраска, плодовый, десертный или характерный (например, мускатный) аромат, во вкусе должно быть, кроме полноты, еще ощущение маслянистости, для красных вин - бархатистости. Для кагоров отмечается тон уваренных сливок, для Пино серого — букет ржаной корочки, для токаев — токайские тона с ароматом айвы или луговых трав. Херес должен обладать хересным (альдегидным) букетом и иметь солоноватость во вкусе.