Летом 2019 года команда Южанина отправилась обозревать Крым.

Это была большая и насыщенная поездка, длиною в 5 дней.

Посмотреть красоты можно тут «Крым: Севастополь, Бахчисарай, Пещерные ХрамыИнкерман»

и тут «Крым: КерчьГенеральские ПляжиСимферополь»

Но самое вкусное я приберег для холодных зимних дней. Чтобы, укутавшись одеялом,  вы могли почитать и посмотреть о гордости Крымского полуострова – о вине.

Итак, герой этой статьи Массандра.

Поселение Массандры появилось еще в античные времена. История этого места очень витиеватая, но нас интересует время, когда она перешла во владение семьи Воронцовых. Случилось это в 1824 году, тогда же началось учреждение Воронцовым виноградно-винодельческого хозяйства.

Воронцов понимал ценность южнобережной земли и построил тут дом, церковь, заложил парки, посадил виноградники и построил винные подвалы.

Ведь именно здешние места подходили под их строительство.

А в 1984 - 1897 году, по инициативе Л.С. Голицына, был построен  Главный Массандровский подвал.

На глубину до 50 метров уходят 7 тоннелей по 150 метров каждый, каждый имеет в конце  вентиляционную шахту, температура всегда 12-14 градусов.

Тоннели предназначены для созревания и выдержки вин в дубовых бочках.

Для бутылочной выдержки, там же, под землей, заложены 9 галерей с многочисленными нишами, вырубленными прямо в стенах и выложенными камнем.

Коллекция подвала включает в себя  миллион бутылок! И занесена в книгу Рекордов Гиннеса.

Все тоннели электрифицированы и оборудованы специальными подъемными машинами.

По самым укромным уголкам тоннелей нас проводил главный винодел Массандры. Александр рассказал как же у них все устроено, как спасали коллекцию во времена войны и показал самые дорогие и редкие экземпляры коллекции.

Обо всем этом уже совсем скоро вы сможете посмотреть на канале Южанин в YouTube

О коллекции

В группе крепких вин представлен еще целый ряд очень интересных портвейнов отечественных образцов и дореволюционных, и предвоенных, и послевоенных годов, а также портвейны из Португалии, родины всех портвейнов. Все образцы и по сей день сохранили свои прекрасные вкусовые качества.

Не менее хороша массандровская коллекция крепких вин типа хереса и мадеры. Самый старый образец – «Херес де-ля Фронтера» 1775 года урожая — возглавляет серию испанских хересов. А массандровские хересы в коллекции представлены всеми образцами начиная с 1944 года – с этого года в Крыму разработана своя оригинальная технология производства хереса.

Коллекционный фонд мадер представлен еще шире: это и мадеры дореволюционного времени разных хозяйств Крыма, и многочисленные образцы советского периода, и вина с острова Мадейра. Нужно отметить, что в Советском Союзе Мадера «Массандра», делавшаяся по технологии мадеры Удельного ведомства с 5-летней выдержкой на «мадерниках» (солнечных площадках) и последующей, в тиши подвалов, считалась, да и сейчас считается, лучшим вином этого типа в СССР. Сами же португальцы всегда высоко оценивали ее на международных конкурсах.

Украшением массандровской коллекции, несомненно, являются десертные и ликерные вина. Прежде всего, это мускаты.



Самые старые — образцы 1892 года: Мускат белый «Ливадия» (бывший №85), Мускат белый десертный (бывший №35), Мускат белый и розовый «Массандра»; мускаты черные разных годов урожая из аборигенного сорта Кальяба (теперь не выпускается). И, конечно, король мускатов, шедевр крымского виноделия – Мускат белый «Красного камня». В коллекции он представлен всеми годами начиная с года его рождения – 1944. Конечно, есть и старинные французские, итальянские, испанские мускаты. Когда-то они были эталонами, а теперь почетная часть музейного фонда.

Особое место в коллекции Массандры занимает токай. Сладкие вина этого типа готовят в Крыму официально с 1892 года, хотя венгерские лозы сортов Гарс-Левелю и Фурминт были завезены в Крым еще во времена Екатерины по распоряжению князя Потемкина. К слову сказать, однажды на экскурсии в Массандре венгерские виноделы пробовали наш токай и сказали вот что: «Если бы мы не были венгерскими виноделами, то мы бы сказали, что ваш токай лучше иного венгерского».



Выделяется в коллекции и занимает почетное место ликерное вино Пино-Гри удивительного густо-розового цвета с абрикосовым оттенком. Самый старый – образец 1888 года урожая. Затем идут вина с 1927 года и по наше время. Лучшим местом для произрастания сорта винограда Пино-серый, из которого производится вино, является заповедный мыс Ай-Даниль.



Следует также отметить в коллекции красное десертное вино Кагор Южнобережный из сорта Саперави. Отличается мощным вкусом и густой гранатовой окраской. Представлен образцами всех лет выпуска начиная с 1933 года – года его рождения в Массандре.

На заводе нам рассказали о некоторых правилах дегустации:

  1. Вино сначала рассматривают, держа бокал на уровне глаз, осторожно курят бокал, чтобы вино соприкоснулось с воздухом и выделило аромат. После вращения нужно оценить «слезки» или как в народе принято говорить «ножки», которые остаются при стекании вина по стенкам бокала. Они говорят о высоком качестве вина
  2. Затем приближают к носу и вдыхают аромат. Важно - бокал следует держать за ножку или за основание, чтобы не нагревать содержимое
  3. После этого делают небольшой глоток вина. Его нужно только немного ощутить на языке, деснах. Перемещайте по различным участкам языка, чтобы возбудить все рецепторы вкуса
  4. Наконец, его проглатывают

К винам предъявляют особые требования:


1. Шампанское должно обладать слабой окраской желтовато-зеленоватого оттенка; букет должен иметь легкий цветочный тон без оттенков пряности и без характерных оттенков какого-либо сорта винограда, имеющего ярко специфический аромат. К этому могут примешиваться легкие, так называемые подсолнечные тона для выдержанных вин. Вкус должен быть тонким, свежим, с несколько повышенной кислотностью.

2. Столовые белые вина должны быть несколько более интенсивной соломенной окраски, без зеленоватых тонов, с более характерным ароматом сорта винограда, с более полным вкусом и меньшей кислотностью. Во вкусе не должно чувствоваться сахара.

3. Красные столовые вина должны обладать достаточно интенсивной окраской, характерным ароматом сорта, полнотой и легкой терпкостью во вкусе, умеренной кислотностью.

4. Вина типа портвейна белого должны быть золотистой окраски, более яркой, чем у столовых вин, обладать отчетливо выраженным плодовым ароматом без характерных тонов какого-либо сорта винограда, во вкусе полные, без посторонних оттенков.

5. Красные портвейны помимо достаточно густой окраски и полного вкуса (без излишней терпкости), должны иметь выраженный плодовый аромат с тонами паслена, черносли-ва, смородины и т.д.

6. Мадера должна иметь окраску, аналогичную окраске портвейна белого или несколько более сильную - цвет чая. Букет исходного виноматериала - тона брожения на мезге, но не очень сильные и яркие. После мадеризации появляется мадерный тон в букете. Во вкусе обязательна полнота, обусловливаемая высокой экстрактивностью, некоторая терпкость. В лучших мадерах отмечается тон коньяка и каленых орехов.

7. Для большинства десертных вин требуется характерная окраска, плодовый, десертный или характерный (например, мускатный) аромат, во вкусе должно быть, кроме полноты, еще ощущение маслянистости, для красных вин - бархатистости. Для кагоров отмечается тон уваренных сливок, для Пино серого — букет ржаной корочки, для токаев — токайские тона с ароматом айвы или луговых трав. Херес должен обладать хересным (альдегидным) букетом и иметь солоноватость во вкусе.

Отношение к району: